Для чего введено налоговое декларирование

Сначала немного об истории вопроса. Многие считают, что налоговая Декларация - это всего лишь отчет по налогу на прибыль. Так было в нашей стране в течение всей ее небольшой налоговой истории – на протяжении 17 лет, начиная с 1996 года. И сдавали налоговую Декларацию те, кто эту самую прибыль и получал: предприниматели от предпринимательской деятельности, неважно в какой форме велась эта деятельность – в форме организации или индивидуально. Также сдавали Декларацию о доходах и имуществе государственные служащие. Для этих категорий налогоплательщиков ничего практически не изменилось, они будут продолжать сдавать Декларации. 

Теперь же речь идет о Декларации физического лица, которая должна будет сдаваться впервые, а также той части налоговой Декларации индивидуального предпринимателя, которая касается его экономической деятельности вне рамок предпринимательской. Вовлечение этих категорий физических лиц в круг декларантов как раз и делает кампанию этого года по декларированию всеобщей. Практически масштаб охвата населения страны сравним с переписью населения.

Новый Налоговый кодекс, который введен в действие с 1 января 2009 года, добавил к действующим инструментам налогового администрирования новый механизм всеобщего декларирования, который и начнет работать с 2016 года.

С формальной точки зрения сдача налоговой Декларации преследует следующие основные цели:

  1. исчисление и уплату физическими лицами подоходного налога;
  2. представление финансовой и иной информации об экономической деятельности физического лица;
  3. подтверждение источников доходов физического лица.

Но, это только формальные задачи, которые сами по себе и в отдельности не столь важны для конкретных интересов бюджета с точки зрения налогообложения доходов рядового гражданина. Тем более что именно для него, для рядового гражданина, сдача налоговой Декларации повлечет зачастую не дополнительную уплату налогов, а наоборот, понижение налогового обязательства. Это произойдет потому что, как правило, этот среднестатистический гражданин работает на кого-то, кто уже заплатил за него причитающуюся сумму подоходного налога в течение года. А при сдаче налоговой Декларации ему будут предоставлены дополнительные вычеты из налогооблагаемой суммы.

Если Декларант является индивидуальным предпринимателем, то по своей предпринимательской деятельности к моменту сдачи Декларации он также уплатит все налоги и информация об этом прямо или косвенно уже будет указана в другой отчетности, которую он представил в течение года.

Также, как правило, не представляет большого фискального интереса и информация об экономической деятельности рядового гражданина: доходы и расходы, указанные гражданином в Декларации, в случае отсутствия подтверждающих документов, указываются в своей собственной оценке; большинство доходов от экономической деятельности физического лица, связанных с владением имуществом или получением доходов в целях личного или семейного использования, свободны от налогообложения (перечень необлагаемых подоходным налогом доходов физического лица уже приблизился к четырем десяткам). А с большей части облагаемых доходов его работодатель уже уплатил подоходный налог. Кроме того, данные по налогооблагаемым объектам имущества и земельным участкам уже были представлены в налоговую службу в течение года, и налоги были уплачены.

Но! Когда сдача Декларации принимает всеобщий характер, тогда у представителя государства появляется возможность сличать данные различных Деклараций в динамике. И вот тут то и будут видны явные несоответствия, связанные с получением больших неправомочных доходов и активов, ранее укрытых от налогообложения, либо записанных на дедушек, племянников и двоюродных сестер.

Вы никогда не задумывались, почему сдача Декларации госслужащими, введенная довольно "громко" в 2005 году, не приводит к результатам с точки зрения выявления коррупционных и других неправомочных доходов и применения соответствующих правовых последствий к виновным? Ведь именно такая цель ставилась, когда вводили эту Декларацию. Единственное, чему мы стали свидетелями, это раскрытие в течение последнего года информации по отдельным категориям лиц: депутатам, судьям, государственным служащим разных ведомств. Само по себе это не так уж и плохо. При этом некоторые из декларантов- госслужащих указывают на владение весьма значительными активами – в размере многих десятков и даже сотен миллионов сомов даже по явно заниженной оценке. Вполне понятно, что за зарплату госслужащего любого ранга такими активами не завладеешь, если, конечно еще и иметь в виду, что из советского времени мы все вышли одинаково «богатыми», то есть бедными. У рядового гражданина возникает вопрос: так почему никто не поинтересуется у госслужащего, владеющего огромными активами: " а откуда, собственно, такое благосостояние?" И он приходит к выводу: часть из тех, кто должен спросить - боятся спросить, а часть не хотят, потому что опять-таки боятся, что их тоже спросят. Но на самом деле это не всегда и не совсем так.

Причина, по которой Декларация госслужащих не работает, очень простая: во-первых, ни у кого нет полномочий спросить конкретно, а во- вторых, спросить-то можно, а ответ никто не обязан дать - нет оснований и законных процедур. А если ответ и будет дан, то есть несколько схем простых ответов, которые на практике исключают какие-либо претензии: родственники и друзья скинулись на юбилей и подарили особняк, либо занял денег у дяди-фермера и его сыновей-патентщиков и купил джип за многие миллионы сомов и для убедительности даже расписки можно предъявить. Очень просто и беспроигрышно. Поэтому те, кто теоретически могли бы спросить, и даже бы захотели, этого не делают и делать никогда не будут, потому что понимают, что бесполезно. А еще можно записать особняк не на себя, а на дедушку-пенсионера или племянницу-студентку, тогда совсем никаких вопросов не будет, потому что никто не узнает о наличии этого особняка или автомашины, или цеха, их как бы даже и не будет у декларанта.

Когда же Декларацию будут сдавать все экономически активные граждане страны, когда основные потоки движения активов можно будет отследить во времени – тогда вот такие особняки и джипы станут видны невооруженным глазом и будет ясно, что законных источников для их появления нет. И дедушка-пенсионер, и племянница-студентка уже тысячу раз подумают, а надо ли записывать на себя чужую собственность и держать ответ за нее. А отвечать придется, поскольку их источники доходов никак с такой собственностью «не монтируются». При этом налоговое законодательство и позволяет, и обязывает должностное лицо налоговой службы сделать все необходимые запросы, получить на них ответы, и не только у владельца, но и у всех участников процесса, и принять соответствующие меры, если будет необходимость.

Есть и другая сторона вопроса. Гражданин, который работал без заключения трудового договора, не может документами подтвердить ни полученный доход (источник существования), ни зачесть этот период в пенсионный стаж. Фактически в этом случае уклоняется от налогов работодатель, а социальных гарантий лишается работник.

Вот тут у государства возникнет вопрос, на какие средства такой гражданин живет сам, обучает детей и приобретает имущество. Здесь уже две потерпевшие стороны: гражданин, который лишается социальных гарантий и не может подтвердить свой источник доходов, и государство, которое не получает налоги. Такому гражданину достаточно позвонить по телефону доверия в налоговую службу и сообщить, что у предпринимателя люди работают без трудовых договоров. И его интересы будут защищены.

Похожее явление происходит, когда предприниматель или работник ведет деятельность без регистрации и уплаты налогов: оказывает услуги, производит работы, продает товары, но налоги не уплачивает. В данном случае потерпевший, он же и виновный – одно и то же лицо.

По мере накопления информации, выявятся и доходы, в значительном размере укрытые от налогообложения.

Это и есть сверхзадача или истинная цель всеобщего декларирования, которая имеет глубинный смысл и подразумевает постепенное повышение прозрачности движения активов и очищения общества.

Таким образом, всеобщее декларирование – это очень мощный и постоянно действующий государственный инструмент выявления и предупреждения коррупционных проявлений и неправомочных правоотношений. И эффективность данного инструмента, небольшая в первые годы, будет все более и более возрастать по мере накопления информации. Ведь любой актив сам по себе не появляется и не исчезает, он может поменять форму, например, были деньги - стала машина, если у одного декларанта появился новый актив, значит, у другого этот актив выбыл.

Примерно таким образом работают налоговые Декларации в странах с развитой налоговой культурой. Именно поэтому так щепетильно граждане этих стран относятся к правильному исполнению своих налоговых обязательств и считают уплату налогов своей  главной гражданской обязанностью. И правильно считают. И гордятся тем, что они своевременно и полно уплачивают налоги.

Не надо забывать, что государство существует за счет налогов. И когда все ее граждане платят равные налоги, а богатые и более успешные – даже чуть большие, государство постепенно становится богаче и имеет возможность лучше исполнять свои социальные, гарантийные и прочие функции. Вопрос качества исполнения – это уже другой вопрос. Но все развивается во взаимосвязи и движении. Нельзя ожидать и требовать реализации своих прав, не исполняя обязанностей.

Государство становится «сильным» в полном смысле слова тогда, когда имеет возможность решать главные социальные и политические задачи за счет собственных ресурсов, не впадая в зависимость от внешних заимствований. И настоящая независимость - это, в первую очередь, независимость экономическая.

Многие логические аргументы лучше воспринимаются на практических примерах. Для того чтобы осознать, каким сильным инструментом служит налоговая Декларация и отраженные в ней источники дохода, стоит вспомнить или узнать, что Олдридж Эймс, бывший агент контрразведки ЦРУ, в течение почти 10 лет продававший государственные секреты США КГБ, был в 1994 году раскрыт как советский шпион именно из-за того, что налоговая служба США обнаружила, что его траты в течение ряда лет превышали официально подтвержденные источники доходов. А печально знаменитый мафиози Аль Капоне, организовавший сеть прачечных для легализации своих криминальных доходов, (в результате чего в речевой обиход все стран мира вошло выражение «отмывать деньги»), предстал в 1931 году перед Федеральным судом США не за свои многочисленные преступления, а за неуплату налогов. И тут даже прачечные не помогли.

Возможно, это не самые веселые примеры, однако они очень четко отражают, как работает инструмент налогового декларирования в отношении неправомочно полученных доходов. Возможно, медленно, не сразу, но неотвратимо. Возникает понимание, что налоговая культура развитых стран сложилась, не потому что их граждане какие-то другие и от рождения добросовестные. Нет, человеческая природа у всех цивилизаций в своей основе одинакова. И складывается налоговая культура, как и большинство полезных навыков человека, как члена социума, на основе сочетания применения методов кнута и пряника. Уплата налогов – это не удовольствие, а обязанность. Но осознанная необходимость обязанности перерастает в уважение к долгу – а это уже признак цивилизованности, самодостаточности и зрелости личности, а через нее - общества. Нам еще предстоит этот путь пройти.

Поэтому, даже если не очень хочется, если даже у нас накопилось много претензий к государственной машине и ее отдельным персоналиям, важно для всех нас, как граждан страны, попытаться осознать значимость декларирования и добросовестно исполнить свой гражданский долг, как это ни пафосно звучит. Это будет маленький кирпичик в кладку общего дома, маленький вклад в очищение и процветание общества.

Другой-то дороги у нас все равно нет, хотим мы этого или не хотим, но мы идем и будем идти по пути использования лучших мировых практик, в том числе в налоговом администрировании. И чем быстрее мы догоним передовых, тем лучше будет для всех нас и для каждого в отдельности. Вопрос длины этого пути – чем быстрее движение, тем короче дорога.